НОВОСТИ

Протокол заочного этапа II Открытой региональной научно-технической конференции

ПРОГРАММА
II Открытой региональной научно-технической конференции «Современные компьютерные технологии 3D-моделирования и проектирования»

 

ПРОТОКОЛ заочного этапа II Открытой региональной научно-технической конференции «Современные компьютерные технологии 3D-моделирования и проектирования» (региональная конференция)

 

 

Региональный открытый отборочный этап второй Всероссийской Олимпиады по 3D технологиям

1

2 и 3 марта 2017 года в г. Тольятти прошел региональный открытый отборочный этап второй Всероссийской Олимпиады по 3D технологиям в МБУ «Гимназия № 77». В этой олимпиаде приняла участие команда «Центра детско-юношеского творчества» ДТО «3D моделирования»: Самарин Юрий и Горюнов Даниил, руководитель команды педагог дополнительного образования, методист Гунина Екатерина Ивановна.
Команда должна была выполнить техническое задание в программе по созданию 3D моделей и распечатать полученную модель на 3D принтере, а затем представить ее жюри.
По итогам двух дней соревнований команда ЦДЮТ заняла II место.
Самарин Юрий прошел отборочный этап, и теперь он будет представлять наш город с 5 по 25 апреля 2017 года на Всероссийском отборочном этапе второй Международной олимпиаде по 3D технологиям в г. Ялта в лагере «Артек».

II Открытая региональная научно-техническая конференция «Современные компьютерные технологии 3D-моделирования и проектирования» (региональная конференция)

30 марта 2017 г. в 10-00 в ГБУ ДПО «Новокуйбышевский РЦ» по адресу Самарская область, г. Новокуйбышевск, ул. Суворова, д. 20, форум-зал, состоится II Открытая региональная научно-техническая конференция «Современные компьютерные технологии 3D-моделирования и проектирования»:
Учредитель:
Министерство образования и науки Самарской области (РАСПОРЯЖЕНИЕ)
Организаторы конференции: Поволжское управление министерства образования и науки Самарской области
ГБУ ДПО «Новокуйбышевский РЦ»
Цель Конференции – выявление и поощрение одаренных обучающихся в области технологического образования, применяющих технологии трехмерного компьютерного моделирования и проектирования, развитие интеллектуальных творческих способностей детей и молодежи, повышение интереса к трехмерному компьютерному моделированию.
Участниками Конференции являются обучающиеся 5 – 11-х классов образовательных организаций, организаций дополнительного образования, организаций начального и среднего профессионального образования Самарской области.
К участию в Конференции принимаются работы, выполненные с использованием программных продуктов предназначенных для 3D моделирования и изготовленные на станках с ЧПУ или 3D принтерах.
Программа Конференция включает в себя:
• пленарное заседание;
• презентацию научно технических проектов обучающихся на секциях;
Конференция проходит по направлениям «Техническое моделирование» и «Художественное моделирование» с делением по возрастным категориям (младшая (5 - 7 класс); средняя (8 – 9 класс); старшая (10 – 11 класс) и студенты начального и среднего профессионального образования).

Авиамоделирование

Авиамоделирование – это разработка и создание летательных аппаратов различных размеров, классов и конструкций. В настоящее время, авиамоделирование стало хобби для многих тысяч людей. Создание летательного аппарата является сложным и трудоемким занятием, и без определенных навыков практически невозможно.

Если вы решили присоединиться к многотысячной армии авиамоделистов, но не знаете с чего начать, не беда. На страницах сайта вы найдете множество полезного материала, начиная от оборудования мастерской и заканчивая чертежами сложных моделей.

Категории соревнований

 

Категории соревнований

Рано или поздно, каждый авиамоделист-любитель хочет стать профессиональным пилотом и принять участие в соревнованиях. Как и в любом соревновании, в авиамодельном спорте существует несколько разновидностей состязаний, которые отличаются правилами, требованиям к моделям и пилотам.

Класс F1 — Свободнолетающие модели (планеры). В этом классе соревнований принимают участие модели без двигателя и системы управления. Проще говоря, модели, подъемная сила которых основана только на аэродинамике воздушных потоков. Во время соревнований победитель определяется по нескольким категориям: времени полета модели, максимальной высоте, которой достиг планер в воздухе, а так же по качеству сборки и внешнему виду авиамодели.

Класс F2 — Кордовые модели. Этот класс соревнований чем-то похож на класс F1. В нем так же принимают участие авиамодели без двигателя, однако система управления состоит из нескольких лесок, благодаря которым моделью можно управлять. В этом классе соревнований важную роль играет мастерство пилота, который должен уметь направлять модель на нужные воздушные потоки, тем самым, обеспечивая ей максимальный по продолжительности полет.

Класс F3 — Радиоуправляемые модели. Класс F3 является самым распространенным типом соревнований среди авиамоделистов. Для участия в соревнованиях класса F3 авиамодель должна иметь двигатель внутреннего сгорания и систему радиоуправления. Как правило, победителя определяют в нескольких номинациях. Жюри выбирает лучшего пилота по итогам выполнения различных трюков в воздухе, а так же оценивает технические характеристики моделей и их внешний вид. Иногда право голоса дают посетителям, пришедшим на соревнования.

Класс F4 — Модели копии. В соревнованиях этого класса принимают участие только авиамодели, построенные по чертежам настоящих самолетов в уменьшенном масштабе. Строгих требований по типу двигателя и размеру модели нет. Соревнования проходят по принципу класса F3.

Класс F5 — Радиоуправляемые модели с электродвигателем. Класс соревнований F5 является абсолютно идентичным классу F3, за исключением того факта, что все модели принимающие участие в соревнованиях должны иметь электродвигатель вместо двигателя внутреннего сгорания.

Инструктор

 

Инструктор

Чтобы стать хорошим пилотом и при этом минимум времени проводить за ремонтом поврежденных моделей, нужно иметь опытного инструктора, который сможет помочь в любое время и показать на практике некоторые тонкости пилотирования.

Инструктор так же поможет вам правильно построить модель, указав на недочеты, если такие будут. Также инструктор подскажет, как правильно запустить авиамодель, обкатать ее, правильно отрегулировать сердце авиамодели — двигатель. Инструктор обучит вас правильно обращаться с авиамоделью и поможет поднять самолет в свой первый полет.

Для начинающих пилотов самым сложным элементом является посадка модели. Перед посадкой инструктор даст вам несколько советов и подскажет, как лучше всего приземлить самолёт, придав вам уверенности. Если вы всё же не уверенны в себе, то, передав управление инструктору, ваша модель благополучно приземлится и останется цела.

Ваши умения управлять моделью в полете, спасать ее из аварийных ситуаций, довольно важны при заходе на посадку. Поэтому, не стесняйтесь, просите помощи у опытных пилотов, задавайте им интересующие вас вопросы.

Однако найти опытного инструктора готового всегда помочь не так просто. Если среди ваших знакомых такого человека нет, то можете попытаться найти его в кружке по авиамоделированию или присоединится к полетам на ближайшем мероприятии по запуску моделей.

Первая модель

 

Первая модель

В первую очередь самолет должен быть практичным, то есть хорошо подходить для обучения и тренировок, и только потом соответствовать вашим дизайнерским запросам.

Для этого, авиамодель должна обладать определенными свойствами:

— она должна быть достаточно устойчивой, то есть, без вмешательства пилота держаться в воздухе хотя бы некоторое время. Устойчивый самолёт сможет держаться в воздухе даже при небольших ошибках пилотирования, которые часто совершают новички.

— авиамодель должна быть пригодна для ремонта. К сожалению, рано или поздно, ваша первая модель, а может быть и вторая тоже, окажется довольно сильно разбитой по причине того, что вы только познаете азы пилотирования. Поэтому, первую модель лучше изготовить попроще, из пенопласта или дерева, чтобы иметь возможность быстро произвести ремонт.

— модель должна обладать приличной прочностью, но это не должно отразиться на ее летных качествах. Авиамодель должна выдерживать жесткие посадки и при этом неплохо летать.

Учитывая эти несложные, но очень важные правила, вы сможете уделять больше времени полетам и наработке навыков пилотирования, вместо постоянных ремонтов поврежденных моделей.

Информация взята из источника: http://aeromodeling.ru/

 

С чего начать?

Вступление
Эта статья предназначена для тех, кто впервые решил заняться авиамоделизмом. Она поможет решить самые сложные вопросы, стоящие перед новичками: "С чего начать?" и "А во что это выльется?". Статья касается только простых моделей самолётов и планеров, с которых начинают новички свой путь в моделизме.

Немного терминов
Даже если вас не интересует процесс изготовления модели, ее устройство, и единственное, что вам надо - это летать, летать и еще раз летать, кое-какие знания о конструкции вашего летательного аппарата всё-таки необходимы. Они не сильно загрузят вашу голову, а вот ясности в вопрос внесут много. В конце концов, не будете же вы, грохнув свою модель, рассказывать коллегам по аэродрому, что у вас сломались "вон та деревяшка и вот эта реечка", а еще и "вот эта штуковина" треснула. Да и процесс возможного ремонта представите более осмысленно. Все модели устроены довольно похоже, поэтому рассмотрим некую обобщенную радиоуправляемую модель самолёта.



Фюзеляж. Он является основой всей модели. На нём крепятся несущие плоскости, хвостовое оперение, шасси. На нём же, как правило, устанавливается двигатель. Внутри помещается аппаратура управления - это приёмник, аккумуляторы, рулевые машинки. 
Крыло. Собственно то, что создаёт подъёмную силу. Именно крыло позволяет держаться модели в воздухе. Оно состоит из левой и правой консолей. Консоли могут устанавливаться под небольшим углом одна к другой, в этом случае их законцовки будут располагаться несколько выше корневых частей. При виде спереди крыло будет иметь слегка V-образную форму. Угол V крыла применяется для повышения устойчивости модели по крену. 
Элероны - рулевые поверхности, расположенные на задней кромке крыла и отклоняемые вверх-вниз в противофазе. С их помощью самолёт управляется по крену (наклоняется влево и вправо). Левая и правая половинки крыла называются консолями
Хвостовое оперение. В классическом варианте состоит из вертикальной части, которая называется киль, и горизонтальной - она называется стабилизатор. Хвостовое оперение обеспечивает устойчивость самолёта - чтобы он летел прямо и ровно, а не кувыркался в небе, беспорядочно меняя направление движения. На задней кромке киля располагается руль направления, на задней кромке стабилизатора - руль высоты. Названия рулевых плоскостей говорят сами за себя. 
Шасси. Позволяет модели взлетать с земли и садиться на нее. Наличие шасси необязательно, в этом случае старт модели происходит с рук, а посадка - "на брюхо". 
Двигатель. То, что движет модель, позволяя ей набирать высоту и поддерживать необходимую скорость. 
Бак. Он содержит топливо, необходимое двигателю.



Приёмник. Осуществляет приём сигнала передатчика, его усиление, обработку и "раздачу" на рулевые машинки. 
Рулевые машинки. Они преобразуют сигнал с выхода приёмника в движения рулей модели посредством подсоединённых тяг
Приёмник и машинки питаются от бортового аккумулятора - это, как правило, батарея из четырёх "пальчиковых" элементов.

С чего начинается выбор модели?
Люди, которые никогда раньше не летали на радиоуправляемых моделях, зачастую выбирают свою первую модель исключительно по внешним признакам, покупая наиболее приглянувшийся самолёт. И такое желание вполне оправданно - хочется же иметь самую красивую модель… А в результате первой покупкой иногда оказывается сложный в управлении пилотажный самолёт или хорошая копия самолёта времен второй мировой войны, которой управлять, может быть, еще сложнее. Верно ли такое решение? 
В отличие от моделей судов и автомобилей, летающие модели не позволяют учиться "потихоньку", выбирая вначале скорость поменьше. У них есть минимальная скорость, по достижении которой они плохо управляются и просто валятся на землю. На авто- или судомодели, если вы запутались в управлении, можно просто убрать газ и затормозить. С самолетом так не выйдет. Если уж вы взлетели, то надо и посадку делать, иначе будут "дрова". Поэтому первая модель должна вас научить обходиться без "дров". А уж высший пилотаж и прочая эстетика с истинным наслаждением от полета, - это потом. 
Давайте-ка лучше вспомним, какую и для чего мы выбираем модель. В первую очередь нам нужно научиться летать - взлетать, держать модель в воздухе, благополучно приземлять ее. Поэтому модель прежде всего должна хорошо подходить для обучения и тренировок, в самую последнюю очередь удовлетворяя вашим эстетическим запросам. Какими свойствами должна обладать учебная модель?

  • Самолет должен быть устойчивым, то есть хорошо держаться в воздухе без активного участия пилота, хотя бы некоторое время. Устойчивые самолеты "прощают" многие ошибки пилотирования, присущие новичкам.
  • Самолет должен быть ремонтопригодным. Горькая правда жизни состоит в том, что ваша первая (да и вторая тоже) модель рано или поздно окажется более или менее подломанной, а то и разбитой в труху - по той простой причине, что вы учитесь летать. Поэтому учебная модель должна позволять проводить простой и быстрый ремонт повреждений и быть изготовлена из дерева или пенопласта, но никак не быть формованной из стеклопластика.
  • Ну и конечно же, модель должна иметь изрядную прочность, но - не в ущерб лётным качествам. Она должна позволять выдерживать жёсткие посадки, но и летать неплохо.

Требования, конечно, противоречивые, но существуют учебные модели, успешно сочетающие в себе все необходимые свойства. Так что если вы действительно хотите научиться летать, будьте готовы немного поступиться внешним видом самолёта и в качестве первой модели выбирать ту, которая лучше всего подойдет для тренировок. 
Если попытаться классифицировать вообще все летающие модели, список окажется весьма длинным, а тесная взаимосвязь классов достаточно запутанной. Классификация вообще занятие сложное и неблагодарное. Да и нужно ли оно сейчас? Вспомнив, что подбираем модель для тренировок и обучения азам пилотирования, мы сможем ограничиться лишь несколькими наиболее распространенными вариантами. 
Что же может выбрать начинающий для обучения пилотированию?

  • Самолет с двигателем внутреннего сгорания (ДВС)
  • Электролёт
  • Планер или мотопланер

Расскажем о каждом типе моделей поподробнее.

Самолеты с двигателем внутреннего сгорания
Учебный самолёт с ДВС, как правило, называется "тренировочным" или, для краткости, тренером. Это самолёт с верхним расположением крыла, которое имеет выраженный угол V, придающий модели требуемую устойчивость. Фотография такого самолёта приведена в начале статьи. 

Тренер хорош прежде всего тем, что позволяет не только научиться взлетать, садиться и держаться в небе, но и выполнять простейшие фигуры высшего пилотажа - бочки и петли. Еще одно преимущество тренера - возможность полётов даже в достаточно сильный ветер. Ну и конечно же, он больше всего похож на "настоящий" самолёт. 
Однако такой тип учебных моделей имеет и ряд недостатков. Прежде всего, вам понадобится инструктор - человек, который научит вас заводить и регулировать двигатель вашего самолёта и проведёт от начала до конца весь процесс обучения полётам. Самостоятельно научиться летать на тренере без серьёзных его повреждений практически невозможно. Так что при отсутствии инструктора рассмотрите возможность полётов на иных типах моделей. 
Оптимальным для обучения представляется тренер размахом 1400…1600 мм, с двигателем рабочим объёмом 6.5…7 куб.см и массой 2000-2500 грамм. Он не будет сильно бояться ветра, и в силу большого размаха будет хорошо виден даже на большой высоте. Впрочем, ничуть не хуже окажется и самолётик размахом 1200…1300 мм с двигателем объёмом 3.5…4 куб.см. А для того, чтобы маленький самолёт было хорошо видно в небе, низ крыла можно окрасить яркой флуоресцентной эмалью. 
Тренер может быть изготовлен как из дерева (бальзы или липы и сосны), так и из гофропластика – материала, с виду напоминающего гофрированный упаковочный картон (подобные самолёты еще называют «картонычами»). И у тех и у других моделей есть свои плюсы и минусы. Деревянный самолёт имеет меньшую массу и существенно более высокие аэродинамические характеристики по сравнению с гофропластиковым. С другой стороны, самолёт из «гофры» практически невозможно разбить – он только мнётся и гнётся при ударах, от которых деревянный самолёт наполовину разваливается. А с третьей…с третьей оказывается, что «картоныч» редко способен на что-то большее, чем первоначальное обучение полётам и пилотажу. Деревянный же тренер в опытных руках может творить чудеса. Как правило, на «картоныч» устанавливается более мощный двигатель, чем на бальзовый тренер аналогичного размера. 
Впрочем, из всякого правила бывают исключения, и существуют очень грамотно спроектированные "картонычи", по лётным характеристикам не уступающие моделям, сделанным из бальзы.


Электролеты
Основной плюс электролёта - это отсутствие необходимости настройки двигателя и простота запуска. И здесь же кроется главный минус электролёта - недостаток тяги. Как правило, модели с электродвигателем по динамике намного хуже моделей с ДВС. Еще один минус - некоторая дороговизна электронной начинки этой модели. 
Однако электролёт проще в управлении, чем тренер с ДВС, и менее резв. Он позволяет научиться летать без инструктора, в одиночку - если вы по тем или иным причинам не нашли инструктора. 
Оптимальным для обучения электролётом представляется опять-таки высокоплан с изрядным углом V крыла, размахом чуть менее 1000 мм. Мотоустановка - двигатель 400-го класса с прямым приводом винта (без редуктора) или 280-го класса с редуктором.

Планеры и мотопланеры 
Медленно летающий планер - идеальная учебная парта для тех, у кого нет поблизости инструктора, а финансовое положение оставляет желать лучшего. Пусть это будет моё личное мнение, но человек, научившийся летать на планере и сразу приучающийся беречь каждый метр высоты и продумывать каждый манёвр, перейдя в дальнейшем на моторную модель, будет летать намного более осознанно и аккуратно. 
Главный плюс модели планера - быстрота и простота подготовки к старту. Здесь не требуется запускать и настраивать мотор, заботиться о топливе. Благодаря отсутствию мотора планер является наиболее дешёвой из возможных учебных моделей. 
Но в отсутствии мотора есть и большой минус. Для запуска планера (а запускается он подобно воздушному змею) вам потребуется приятель, который будет не прочь побегать в течение всего полётного дня - или резиновая катапульта, которую вы будете растягивать самостоятельно. 
Впрочем, этот минус легко устраняется установкой на планер небольшого двигателя внутреннего сгорания или электромотора, при этом сохраняются все основные преимущества планера - неспешность полёта и некоторая задержка в реакциях на движения ручек передатчика. 
Уменьшенную вследствие большого размаха маневренность планера можно отнести не к минусам, а к плюсам. Менее маневренная модель будет прощать пилоту более грубые ошибки и позволит научиться летать и без инструктора. Скептики же, заявляющие о невозможности выполнения петель и бочек на планере, могут убедиться в обратном на любых соревнованиях по радиоуправляемым моделям планеров. 
Наилучшим образом для обучения подойдёт планер размахом 1700-2200 мм, массой около 1 кг. Мотопланер же будет аналогичных размеров, но потяжелее - до полутора килограммов, в зависимости от массы мотоустановки.

Cтроить самому или покупать?
Хорошо, модель мы с вами выбрали. А откуда её взять? Купить? Сделать? Вот тут решать только вам. 
Вариантов три:

  • Купить готовый самолет или ARF-набор (Almost Ready to Fly / Почти Готовый к Полетам)
  • Купить набор заготовок для сборки (Kit)
  • Делать все самому, с нуля.

Самодельный самолет.
Вариант получения модели в подарок, наследство, за долги или приобретения за ящик пива в ближайшем кружке не рассмотрены в виду их очевидности. 
Сделать самому - дешево, практически бесплатно при желании, но дольше. В зависимости от ваших навыков, наличия времени и используемых материалов уйдёт от месяца до полугода. Если соберетесь строить сами - ознакомьтесь с этим материалом
Но в любом случае, постарайтесь сразу позаботиться о том, где и у кого вы будете консультироваться, потому что, обладая нулевым начальным опытом, можно понаделать немало ошибок, которые затруднят или даже сделают невозможными полеты вашего крылатого чуда. 
Купить набор? Если перспектива самостоятельного изготовления модели вас пугает до потери сознания, а денег на готовую не хватает, попробуйте рассмотреть промежуточный вариант - набор заготовок (Kit). Это и дешевле готовой модели, и сделаете вроде как сами. Набор собирать просто - в инструкции, как правило, всё ясно показано. Набор вы соберете быстро - обо всём уже кем-то подумано за вас, ваша задача - следовать инструкции. 
Ну а если нет навыков, желания или времени строить - покупаем модель в магазине или у кого-то из моделистов. 
Как разобраться в том, что вы хотите, строить или покупать? 
Тут можно отталкиваться от смысла, которым наполнено ваше хобби. Хотите просто летать - покупайте готовую модель. Хотите и строить и летать - тогда покупайте набор или делайте модель сами по чертежам, найденным в Интернете или журналах. Ориентировочные сроки подготовки моделей к полёту таковы:

  • ARF: неделя-две спокойной работы по вечерам
  • Kit: от недели до месяца
  • Самодельная модель: при отсутствии навыков моделирования от 1 до 6 месяцев, в зависимости от ваших талантов

Сразу хочется предостеречь самодеятельных конструкторов: если вы никогда до этого не делали радиоуправляемых летающих моделей, ни в коем случае не вносите в конструкцию, предложенную в журнале, никаких изменений!!! Делайте, как велено. Даже если что-то вам кажется нерациональным. Когда начинающий пилот привозит на поле свою первую улучшенную (по его мнению) им же конструкцию из журнала, бывает, что у окружающих моделистов волосы поднимаются дыбом. А некоторые - так даже плачут от восхищения, хотя изначально модель, описанная в статье, обладала отличными лётными данными… Естественно, что о полётах на перетяжелённой и ослабленной в силовых узлах модели речи не идёт. 
Так или иначе, если ваша цель - научиться летать в кратчайшие сроки, первую модель имеет смысл купить, чтобы не завязнуть на полгода с ее изготовлением. Даже если вам очень хочется ее сделать самостоятельно. 
Тем, кто хочет в дальнейшем делать самолёты сам, можно посоветовать первую модель все-таки собрать из набора. В процессе сборки наработаются навыки и приобретутся знания о типовых конструктивных решениях тех или иных узлов модели, а время, потраченное на постройку, окажется намного меньше времени создания самодельного самолёта.

Заключение 
Хочется надеяться, что по прочтении этой статьи вы уже не пойдёте на форум с вопросом "Помогите!!! Я полный чайник, но хочу радиоуправляемую модель!! Какая лучше всего?!! А что надо для запуска?!!!". Теперь-то вы уже в курсе, что к чему, и скорее всего, после изучения того, что есть на рынке, повесите на форуме скромненькое объявление: "Куплю тренер, с аппаратурой и двигателем, а также стартёр и прикур для свечки". Или, купив аппаратуру, поищете чертежи простенького планера, уже зная примерно, что в нём для чего предназначено, построите его сами, и, научившись летать, станете первым моделистом в вашем родном городе…

Не забывайте, что выбор вашей модели - только ваш, и никто и никогда не даст вам правильный на 100% совет. Не мучайте других моделистов, прося их сделать ваш выбор за вас. Ведь теперь, зная основные критерии выбора первой модели, вы сами найдёте то, что вам лучше всего подойдёт.

Информация взята из источника: http://aviamodeling.narod.ru/termins.htm